Где отходы и где не отходы?
        Где отходы и где не отходы?
Где отходы и где не отходы?
В. А. Субботинская, ведущий юрист
ООО «Центр правовой экологии»
В. А. Субботинская, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»
Попробуем разобраться в новом Федеральном законе от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и от‑
дельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 268-ФЗ),  в том числе в новых категориях, с которыми придется иметь дело образователям отходов уже через полгода – с 1 марта 2023 г.
Попробуем разобраться в новом Федеральном законе от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 268-ФЗ),  в том числе в новых категориях, с которыми придется иметь дело образователям отходов уже через полгода – с 1 марта 2023 г.
Так получилось, что новый Закон № 268-ФЗ изначально был окутан мифами, и главный из них – принципиально новое регулирование обращения со вторичными материальными ресурсами.
Этот закон вступит в силу 1 марта 2023 г.
и, соответственно, с этой даты:
▸ вторичные ресурсы перестанут быть отходами (изменится статус вторичных материальных ресурсов, ныне являющихся отходами);
▸ к отношениям по обращению со вторичными ресурсами не будут применяться общие требования по обращению с отходами (например, не придется разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их
размещение, вести учет вторичных ресурсов как отходов производства и потребления, не потребуется и лицензия на деятельность с отходами и пр.).
Справедливости ради отметим, что закон действительно содержит некоторые положения, призванные повлиять на обращение с отдельными объектами материального мира, с которыми хозяйствующие субъекты смогут
обращаться как с не отходами. Однако к вопросу обращения со вторичными материальными ресурсами эти изменения не имеют никакого отношения.
Итак, закон вводит регулирование обращения:
вторичные ресурсы, являющиеся ломом и (или) отходами цветных и (или) черных металлов, передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных ст. 13.1 Федерального закона «Об отходах
производства и потребления». Тем самым фактически цементируется положение о том, что лом и отходы цветных и (или) черных металлов – это отходы, так как вторичные ресурсы – это отходы;
▸ вторичные ресурсы (они же отходы I и II классов опасности) передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных ст. 14.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (то есть
по договору с федеральным оператором);
▸ физические лица, в процессе потребления которыми образуются вторичные ресурсы, обеспечивают их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов либо сдачу в места сбора вторичных ресурсов;
вторичные ресурсы, являющиеся ломом и (или) отходами цветных и (или) черных металлов, передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных ст. 13.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Тем самым фактически цементируется положение о том, что лом и отходы цветных и (или) черных металлов – это отходы, так как вторичные ресурсы – это отходы;
▸ вторичные ресурсы (они же отходы I и II классов опасности) передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных ст. 14.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (то есть по договору с федеральным оператором);
▸ физические лица, в процессе потребления которыми образуются вторичные ресурсы, обеспечивают их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов либо сдачу в места сбора вторичных ресурсов;
▸ в местах сбора вторичных ресурсов может осуществляться их складирование как по видам вторичных ресурсов, так и по группам однородных отходов в соответствии с требованиями к обращению с такими группами.
Как видим, вторичные ресурсы остаются отходами. Как следствие, обращение со вторичными ресурсами остается обращением с отходами, но с некоторыми особенностями. Это обстоятельство в числе прочего позволяет сделать
вывод: основные ожидания от введения новой системы регулирования обращения со вторичными ресурсами пока не оправдываются.
Так, внесение изменений в закон об отходах не повлияет на обязанность хозяйствующих субъектов вести учет
вторичных ресурсов как отходов производства и потребления
▸ в местах сбора вторичных ресурсов может осуществляться их складирование как по видам вторичных ресурсов, так и по группам однородных отходов в соответствии с требованиями к обращению с такими группами.
Как видим, вторичные ресурсы остаются отходами. Как следствие, обращение со вторичными ресурсами остается обращением с отходами, но с некоторыми особенностями. Это обстоятельство в числе прочего позволяет сделать
вывод: основные ожидания от введения новой системы регулирования обращения со вторичными ресурсами пока не оправдываются.
Так, внесение изменений в закон об отходах не повлияет на обязанность хозяйствующих субъектов вести учет вторичных ресурсов как отходов производства и потребления
со вторичными ресурсами;
вторичным сырьем;
побочными продуктами
Даны новые определения понятий  15.
Сразу стоит подчеркнуть: определение понятия «вторичные ресурсы» сохраняет их статус отходов.
При этом предусматривается особый порядок обращения
со вторичными ресурсами.
Назовем признаки вторичных ресурсов как видов
отходов:
Даны новые определения понятий 15.
Сразу стоит подчеркнуть: определение понятия «вторичные ресурсы» сохраняет их статус отходов.
При этом предусматривается особый порядок обращения
со вторичными ресурсами.
Назовем признаки вторичных ресурсов как видов отходов:
данные виды отходов могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ
одновременно данные виды отходов получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки о
отходов либо образованы в процессе производства.
В свою очередь, вторичное сырье:
не является отходом;
является продукцией, полученной из вторичных ресурсов, являющихся отходами.
Закон вводит следующие требования к обращению
со вторичными ресурсами:
▸ вторичные ресурсы подлежат утилизации, и их захоронение не допускается (начиная с 1 января 2030 г.);
▸ лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались вторичные ресурсы, утилизируют их самостоятельно либо передают иным лицам в целях утилизации;
Закон вводит следующие требования к обращению со вторичными ресурсами:
▸ вторичные ресурсы подлежат утилизации, и их захоронение не допускается (начиная с 1 января 2030 г.);
▸ лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались вторичные ресурсы, утилизируют их самостоятельно либо передают иным лицам в целях утилизации;
С другой стороны, вступление в силу законодательных
изменений не повлияет на предусмотренную действующим законодательством необходимость оформления лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению
отходов I–IV классов опасности при обращении (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение) со вторичными ресурсами, являющимися отходами I–IV классов опасности.
Так что же поменяется для тех хозяйствующих субъектов, которые не хотят идентифицировать некоторые вещественные результаты своей деятельности в качестве отходов производства и потребления?
С другой стороны, вступление в силу законодательных изменений не повлияет на предусмотренную действующим законодательством необходимость оформления лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности при обращении (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение) со вторичными ресурсами, являющимися отходами I–IV классов опасности.
Так что же поменяется для тех хозяйствующих субъектов, которые не хотят идентифицировать некоторые вещественные результаты своей деятельности в качестве отходов производства и потребления?
Так что же поменяется для тех хозяйствующих субъектов, которые не хотят идентифицировать некоторые вещественные результаты своей деятельности в качестве отходов производства и потребления?
Для ответа на этот вопрос обратим внимание на другую часть рассматриваемого закона, касающуюся обращения с побочными продуктами.
К побочным продуктам производства могут быть
отнесены вещества и (или) предметы, одновременно соответствующие трем условиям:
▸ образуются при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг;
▸ не являются целью данного производства, работ или оказания услуг;
▸ пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции.
Закон устанавливает особенности обращения с побочными продуктами производства:
▸ побочные продукты производства не признаются отходами, за исключением предусмотренных законом случаев;
▸ юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной деятельности которых
образуются не являющиеся продукцией производства
вещества или предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо к побочным
продуктам производства в соответствии с технологическими регламентами производства продукции
и правилами бухгалтерского учета запасов на основании данных о компонентном и химическом составе таких веществ и предметов вне зависимости от факта
включения таких веществ и предметов в ФККО*;
▸ лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются побочные продукты производства,
осуществляют их отдельный учет обособленно от основной продукции производства и отходов;
▸ информацию о побочных продуктах производства
(о видах побочных продуктов производства, об объемах
их образования, о дате их образования, планируемых
сроках использования в собственном производстве или
при передаче иным лицам и результатах такого использования либо передачи) необходимо отражать:
• в программе производственного экологического
контроля (ПЭК);
• в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК;
▸ юридические лица
и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества или предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо к побочным
продуктам производства в соответствии с технологическими регламентами производства продукции и правилами бухгалтерского учета запасов на основании данных о компонентном и химическом составе таких веществ и предметов вне зависимости от факта включения таких веществ и предметов в ФККО*;
▸ лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются побочные продукты производства,
осуществляют их отдельный учет обособленно от основной продукции производства и отходов;
▸ информацию о побочных продуктах производства
(о видах побочных продуктов производства, об объемах
их образования, о дате их образования, планируемых
сроках использования в собственном производстве или
при передаче иным лицам и результатах такого использования либо передачи) необходимо отражать:
• в программе производственного экологического контроля (ПЭК);
• в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК;
при обращении с побочными продуктами производства [при складировании (хранении), транспортировке, обработке (переработке), в том числе при обезвреживании, использовании] не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов и лесов;
▸ не допускается передача юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем третьим лицам побочных
продуктов производства, которые не соответствуют требованиям, установленным к сырью либо продукции в соответствии с законодательством России.
Ранее было сказано, что в соответствии с законом побочные продукты производства не признаются
отходами. Однако при определенных обстоятельствах статус побочных продуктов может измениться на противоположный.

* Справедливо, на наш взгляд, признать, что такое право у хозяйствующего субъекта есть и сейчас и оно не требует дополнительной констатации в законе. И тем не менее практика правоприменения всему виной.

Побочные продукты производства признаются отходами в следующих случаях:
▸ при их размещении на объектах размещения отходов;
▸ в случае неиспользования побочных продуктов в собственном производстве либо передачи другим лицам
в качестве сырья или продукции по истечении 3-летнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов
к побочным продуктам производства.
Негативное следствие этого нововведения: в случае признания побочных продуктов отходами юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в результате деятельности которых они образовались, обязаны внести плату за негативное воздействие на окружающую среду с учетом особенностей, заслуживающих отдельного
рассмотрения. При этом установлено, что не любой объект материального мира можно считать побочным продуктом.
Правительство России должно будет установить перечень веществ и предметов, которые образуются в результате хозяйственной деятельности, не являются продукцией производства и при этом не могут быть отнесены к побочным продуктам производства.
при обращении с побочными продуктами производства [при складировании (хранении), транспортировке, обработке (переработке), в том числе при обезвреживании, использовании] не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов и лесов;
▸ не допускается передача юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем третьим лицам побочных продуктов производства, которые не соответствуют требованиям, установленным к сырью либо продукции в соответствии с законодательством России.
Ранее было сказано, что в соответствии с законом побочные продукты производства не признаются отходами. Однако при определенных обстоятельствах статус побочных продуктов может измениться на противоположный.

* Справедливо, на наш взгляд, признать, что такое право у хозяйствующего субъекта есть и сейчас и оно не требует дополнительной констатации в законе. И тем не менее практика правоприменения всему виной.

Побочные продукты производства признаются отходами в следующих случаях:
▸ при их размещении на объектах размещения отходов;
▸ в случае неиспользования побочных продуктов в собственном производстве либо передачи другим лицам
в качестве сырья или продукции по истечении 3-летнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к побочным продуктам производства.
Негативное следствие этого нововведения: в случае признания побочных продуктов отходами юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в результате деятельности которых они образовались, обязаны внести плату за негативное воздействие на окружающую среду с учетом особенностей, заслуживающих отдельного рассмотрения. При этом установлено, что не любой объект материального мира можно считать побочным продуктом.
Правительство России должно будет установить перечень веществ и предметов, которые образуются в результате хозяйственной деятельности, не являются продукцией производства и при этом не могут быть отнесены к побочным продуктам производства.
Подготовим выгодные маршруты
должен начинаться на +7

Нажимая на кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных.

Надёжно
Индивидуальный подход
Мы доставляем грузы в любой район Санкт-Петербурга и Ленинградской области через собственные отработанные маршруты
Подбираем индивидуальное решение
Подготовим выгодные маршруты
должен начинаться на +7

Нажимая на кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных.

Точка подачи
Надёжно
Индивидуальный подход
Конечная точка
Мы доставляем грузы в любой район Санкт-Петербурга и Ленинградской области через собственные отработанные маршруты
Подбираем индивидуальное решение